На главную | Назад к электронной библиотеке |
В статье рассмотрено состояние инновационной деятельности в Украине и Донецком регионе, проведён анализ существующих источников инвестирования инновации, определены направления формирования финансовой и законодательной поддержки инновационного процесса.
Современный этап осуществления рыночных реформ в Украине связан с решением проблемы выхода из структурного циклического кризиса, повышения технического уровня производства, улучшения инвестиционной обстановки в стране.
Экономическая ситуация, сложившаяся в Украине сегодня, характеризуется сохраняющейся тенденцией снижения объёмов ВВП. За период с 1995 г. динамика данного показателя такова: 1995 г. - сокращение ВВП на 12,2%, 1996 г. - 10%; 1997 г. - 3,2%; в начале 1998 г. наблюдался рост ВВП, однако кризисные явления на мировом финансовом рынке послужили причиной падения ВВП в конце года на 0,7%; в 1999 г. эта цифра составила 1,5%.
Тенденция снижения объёмов производства сложилась и в промышленности Украины, хотя в 1999 г. имел место рост промышленного производства на 5% по Украине и на 7% по Донецкой области за счёт роста производства в базовых энергоёмких и сырьевых отраслях (чёрной, цветной металлургии, топливной промышленности и электроэнергетике - см. рис.1, 2), значительная часть которых работает на внешний рынок. В отраслях, которые ориентированы на конечную продукцию и работают в основном на внутренний рынок (машиностроение и металлообработка, лёгкая и пищевая промышленность), продолжается дальнейшее падение производства, хотя темпы его уменьшаются.
Значительная структурная деформация промышленности в сторону увеличения производства базовых отраслей сопровождается снижением показателей технического производства. Так, к примеру, в 1998 г. по сравнению с предыдущим годом в электроэнергетике снизилась доля электроэнергии, произведённой атомными электростанциями, с 44,6% до 43,8%. В металлургическом комплексе за тот же период производство электростали и кислородно-конвертерной стали в общем объёме сократилось с 52% до 51,9%, а доля готового проката в выплавке стали снизилась с 76,2% до 72б7%. В машиностроении доля станков высокой и особо высокой точности сократилась практически вдвое - с 4,1% до 2,4%, а станков с числовым программным управлением - с 1,2% до 0,9%.
Инновационная деятельность имеет особое значение в современной рыночной экономике. Экспорт наукоёмкой продукции служит одним из основных источников дохода и сверхприбылей наиболее развитых стран мира. При этом достигается и другая, не менее важная цель - сокращается экспорт невосполнимых природных ресурсов. Ведь, в отличие от них, источники научно-технического творчества неисчерпаемы. Так, к примеру, в США давно законсервированы многие источники сырьевых ресурсов, а экспорт наукоёмкой продукции достигает более 80% его общего объёма. При этом американский бизнес контролирует более 43% рынка интеллектуальной собственности всего мира.
Украина, обладая достаточным научным потенциалом, должна ориентироваться именно на этот путь экономического развития. Вместе с тем оживление производства, его техническое совершенствование и структурная перестройка подразумевают наличие активной инвестиционной политики. Здесь происходит слияние воедино инновационной и инвестиционной политик государства. Так, в законе Украины "Об инвестиционной деятельности" инновационная деятельность определена как одна из форм инвестиционной активности, которая осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу и включает:
- выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии;
- прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги и реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости затрат;
- финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в составе продуктивных сил;
- разработку и внедрение новой ресурсосберегающей технологии, предназначенной для улучшения социальной и экономической ситуации.
Сегодня, как и в других отраслях экономики, в инновационной сфере происходит снижение основных показателей, характеризующих инновационную активность. Примером может служить инновационная деятельность промышленных предприятий (см. табл.1).
Таблица 1. Инновационная деятельность промышленных предприятий   1991 1995 1996 1997 1998 Комплексно механизировано и автоматизировано цехов, участков, производств 463 169 129 101 102 Введено в действие механизированных поточных и автоматических линий 810 217 170 140 174 Внедрено:   Гибких производственных систем 7 4 3 1 5 Гибких производственных модулей 29 1 1 3 4 Роботизированных технологических комплексов 35 2 2 3 2 Промышленных роботов 149 15 9 7 2 Металлорежущих станков с ЧПУ 1787 108 30 57 43 Новых прогрессивных технологических процессов   из них: малоотходных, ресурсосберегающих и безотходных 1825 1044 688 600 467 Освоено производство новых видов продукции, наименований 13790 11472 9822 10379 10796 из них: товаров народного потребления 11482 9398 7981 8431 9074 Так, в 1997 г. несколько активизировалась работа по техническому переоснащению производства. Было введено в 1,9 раз больше металлорежущих станков с числовым программным управлением, в 3 раза - гибких производственных модулей. В 1998 г. тенденция роста сохранялась в производстве новых видов продукции, в том числе товаров народного потребления, внедрении гибких производственных модулей и систем, в введении в действие механизированных поточных и автоматизированных линий.
В то же время возросло число предприятий, которые не занимались инновационной деятельностью (см. табл. 2).
Таблица 2. Внедрение инноваций на промышленных предприятиях Украины Показатели 1 квартал 1 полугодие 1997г. 1998г. 1997г. 1998г. Внедрено прогрессивных технологических процессов, 481 325 880 645 в том числе малоотходных и ресурсосберегающих 163 114 308 235 Удельный вес предприятий, внедрявших новые технологические процессы (%), 2,3 1,5 3,7 2,6 в том числе направленные на экономию материалов и энергоресурсов - 0,5 - 1,0 Так, в 1998 г. только 2,6% предприятий внедряли прогрессивные технологические процессы, в том числе меньше 1% - направленные на экономию материалов и энергоресурсов. Новую конкурентоспособную продукцию осваивали только 9,2% промышленных предприятий, из неё товаров народного потребления - 6,9%, новую технику - 1%. Почти 90% промышленных предприятий не выполняли работы, направленные на повышение технического уровня производства и продукции. В частности, в Донецкой области сохраняется тенденция снижения количества внедряемых прогрессивных технологических процессов, которая наметилась ещё с 1992 г. Что до предприятий с различными формами собственности, то здесь несколько иная картина: происходит резкое снижение количества внедряемых технологий на госпредприятиях и незначительный рост на предприятиях коллективной формы собственности, где количество малоотходных, ресурсосберегающих и безотходных технологий увеличилось только в 1997 г. на 55,5%.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия Украины и, в частности, Донецкого региона при осуществлении инновационной активности - проблемы инвестиций и финансирования научно-технических программ. Основным источником инвестирования являются собственные средства предприятий и организаций. Централизованные капитальные вложения составляют всего 8,3% общего объёма капвложений, из которых значительная часть приходится на регионы, что, очевидно, связано с прямым бюджетным финансированием угольной промышленности. Прямые иностранные инвестиции в инновационную сферу хоть и возрасли за период с 1995 по 1998 гг., всё ещё остаются незначительными по величине (не превышают 2,3% общего объёма инвестиций в 1998 г.) и существенно не влияют на развитие экономики.
Одним из весомых источников инвестирования должны выступать банковские кредиты. Однако сокращение возможностей накопления ссудного капитала и чрезмерно высокие учётная ставка и проценты на выданные кредиты снижают эффективность использования этого финансового источника.
В Украине основными источниками финансирования инновационной сферы являются: госбюджет, Государственный инновационный фонд, хоздоговоры заказчиков, собственные средства. Целью финансирования инновационной деятельности в современных условиях является необходимость сохранения научной базы, соответствующего уровня проведения научных исследований, разработка и освоение наукоёмкой конкурентоспособной продукции. В связи с этим первое по значимости и весомости место приобретает государственное финансирование инновационных программ. Однако в Украине доля ВВП, направляемого на финансирование науки, сократилась с 2,47% в 1991 г. до 0,53% в 1998 г. В то же время в развитых странах Европы эта цифра составляет 2-4%, а в США - 6-7%.
Не менее важная проблема развития инновационной сферы наряду с её финансированием - невостребованность научно-технических работ, что приводит к снижению темпов прироста объёмов научно-технических работ во всех промышленных областях Украины. Причина подобного явления - в слабой связи инновационных процессов с реальными рыночными потребностями в инновациях. В наше время рыночная ориентация инновационной деятельности приобретает решающее значение для успеха. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что фирмы, специализирующиеся на выпуске наукоёмких изделий, ещё на начальных стадиях поиска и генерирования идей ищут будущих потребителей и только с их участием приступают к материализации этих идей. Активное привлечение потребителей к разработке новых товаров способствует стимулированию инновационного процесса и снижению маркетинговых затрат на завершающих этапах инновационного процесса, связанных с выведением новинки на рынок, её продвижением и коммерческим стимулированием. Удовлетворение требований потребителей влияет на эффективность новой разработки не меньше, чем комплексное изучение рынка. Кроме того, около 30% идей создания новых товаров поступает непосредственно от потребителей. Вместе с тем украинские предприятия, переходя к рыночным методам хозяйствования, только начинают применять маркетинг в своей сбытовой деятельности, в деятельности по исследованию потребительских рынков, ещё меньше в инновационных процессах, ограничиваясь производством новых товаров и обновлением товарного ассортимента. В то же время происходит адаптация и рассмотрение возможностей применения маркетинга в роли регулятора инновационной деятельности.
Несмотря на то, что для успешного развития инновационной сферы рыночная ориентация процесса инновации имеет важное значение, сегодня как никогда важна государственная поддержка инновационной деятельности. Важнейшей составляющей инновационной политики является формирование системы финансовой и законодательной поддержки инновационных технологий, предпринимательства в сфере науки, научно-технической деятельности.
Действующая налоговая система имеет исключительно фискальный характер и не выполняет стимулирующую роль. Для того, чтобы стимулировать рост производства, следует установить порядок, при котором налог с прибыли, полученной за счёт увеличения объёмов, собирался в половинном размере. Остающаяся часть должна аккумулироваться на специальном счёте и направляться только на инвестирование нововведений.
В мировой практике инновационная деятельность пользуется значительной поддержкой государства (гранты, льготные кредиты, госзаказы, налоговые и амортизационные льготы). Однако только финансовой поддержки недостаточно. Необходима государственная помощь предприятиям в завоевании внутреннего и, особенно, внешнего рынков, обучении маркетингу, новым стандартам бухучёта, призванных привлечь инвестора.
Рассчитывать на существенные зарубежные кредиты в инновации не приходится, так как они в большинстве своём целевые и контролируются международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк).
Исходя из того, что погашение кредитов осуществляется за счёт прибыли, а их обслуживание (выплата процентов) относится на себестоимость продукции, то при длительных сроках возврата кредитов затраты на их обслуживание превышают размеры самого кредита. Поэтому реальная стоимость инноваций, созданных за счёт этих кредитов, в несколько раз превышает фактические затраты по разработке и внедрению инноваций, что снижает рентабельность производства и конкурентоспособность продукции
Анализ структуры зарубежных инвестиций показывает, что только 28% их использовано на покупку нового оборудования и технологий. Зарубежные инвесторы мало заинтересованы в создании нового национального капитала и развитии инновационного процесса в Украине.
Таким образом, не все инвестиции полезны с государственной точки зрения. Полезными можно признать те инвестиции в инновации, которые вкладываются в уже существующие предприятия и не преследуют цели приобрести над ними контроль. Все остальные инвестиции следует рассматривать в зависимости от:
- степени новизны создаваемых предприятий (производств);
- возможностей создания новой научно-технической продукции без импорта её основных частей;
- обеспечения значительной экономии топливно-энергетических ресурсов и внедрения новых ресурсосберегающих технологий.
Важным источником финансирования инноваций является амортизация. В связи с принятием закона "О налогообложении прибыли предприятия" амортизация поставлена в зависимость от её влияния на размер налогооблагаемой прибыли и не отвечает своей экономической задаче - возврату стоимости авансового капитала и накоплению амортизационного фонда для воспроизводства инновационного процесса. Поэтому необходимо:
- установить новую классификацию основных фондов так, чтобы сроки их службы отвечали их реальному износу;
- позволить предприятиям использовать методы ускоренной амортизации, увеличивая размеры амортизационных начислений в первые годы эксплуатации оборудования;
- при расчёте сумм, которые начислены на восстановление авансированного капитала, необходимо учитывать инфляцию, так как деньги, поступающие в настоящем периоде, стоят меньше, чем в предыдущем. Реальным источником финансирования инноваций является формирование венчурного капитала, лизинг и законодательное регулирование деятельности фондового рынка.
На главную Назад к электронной библиотеке